Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Добавить сайт в закладки

AlexDoс, 38 - 23 сентября 2010 00:22

Все
Психоанализ Зигмунда Фрейда часть 2
Эта общая тенденция интерпретировать самые различные общественные феномены действием "глубинных" психологических факторов привела Фрейда не только к рассмотрению всей духовной жизни человечества (искусства, науки, различных социальных институтов) как выражения преобразованной энергии либидо, но и к ряду настолько своеобразных построений, что даже у наиболее ортодоксальных его учеников эти построения далеко не всегда находили сочувствие (например, к теории возникновения религии из чувства вины за убийства патриархов рода, совершенные якобы по сексуальным молитвам в первобытном обществе, к теории так называемых унаследованных расовых воспоминаний, к теории, объясняющей преобладающую роль мужчины в современном обществе чувством неполноценности, которое испытывают молодые девушки в связи с отсутствием у них мужских половых признаков и т. п.).

Несмотря на всю парадоксальность этого социологического аспекта психоаналитической теории и множество возражений, которые были выдвинуты против нег в литературе, Фрейд уделял ему вплоть до последнего этапа своей деятельности очень много внимания. А далее Фрейд совершает, как это показали долгие годы работы, истекшие после возникновения психоаналитической теории сновидений, одну из главных своих теоретических ошибок, постулируя наличие постоянных, константных отношений, существующих якобы между элементом явного сновидения и его скрытым значением.

Он составляет особый "словарь" для переводов образов явного сновидения в скрытые за этими образами смыслы ("дом с гладкими стенами" - мужчина, "дом с выступами" - женщина, какое - то отношение к воде - роды, палки, зонтики, торчащие вверх, воздушные шары - эррекционные сны, шкатулка с драгоценностями - символ женских гениталий, выпадение зуба - кастрация и наказание за онанизм и т. д.). И одновременно он совершает другую ошибку, отдавая явное предпочтение при составлении этого словаря тематике, так или иначе связанной с сексуальными переживаниями.

Чем объясняются эти не могущие не вызывать удивления ошибки Фрейда? Прежде всего его очень своеобразным взглядом на развитие сексуальности. В основу представлений о развитии сексуальной функции им было положено разграничение между функциями сексуальной и генитальной (половой). Последнюю он связал со способностью продолжения рода, а первую - со стремлением к своего рода "удовольствиями".

По существу Фрейд в своем объяснении эволюции половой функции возвратился к представлениям гедонизма, в частности древнегреческой киренской школы ("киренаиков"), объявлявшей стремление к удовольствию основным побудительным двигателям жизни. Во влечении ребенка к удовольствию Фрейд вычленил ряд последовательных стадий, не имеющих отношения к значительно более поздно развивающейся половой функции (оральную стадию, при которой "объектом любви"является материнская грудь, а формой проявления - сосание, анально - садисткую, связанную с приятными ощущениями, получаемыми ребенком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря и др.).

Гедонистический элемент, присущий этим проявлениям, заставил Фрейда рассматривать их как закономерные предстадии в созревании полового влечения. Над ними он утвердил как эмоциональную форму ранней секреции так называемый Эдипов комплекс (период обостренной привязанности сына к матери, сопровождаемый чувством враждебности к отцу), дополненный в дальнейшем "комплексом Электры"(периодом особой привязанности дочери к отцу), и целый ряд других своеобразных форм, через которые, по его мнению, проходит созревание инфальтивно - сексуальных эмоций.

Все эти построения наложили глубокий отпечаток на антропологические и социологические воззрения Фрейда, лишив их - это надо сказать ясно - научной ценности. Они также сказались отрицательно на многих его клинических построениях.

Под впечатлением событий первой мировой войны, бессмысленно унесшей миллионы жизн6ей, Фрейд, приобретший к тому времени мировую славу, публикует работу "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), в которой завершает изложение идей "метапсихологии" - так он назвал систему описания психической жизни с динамической (с точки зрения конфликтов влечений), топографической (уровня бессознательного, предсознательного и сознания) и "экономической" (принцип удовольствия)точек зрения.

Изменения, внесенные Фрейдом в прежний вариант психоанализа, заключались в том, что к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо) присоединялся особый инстинкт, названный "инстинктом смерти" - Тананосом. Под ним понималось стремление организма к тому, чтобы возвратиться в безжизненное состояние, стать неодушевленной материей. Существование индивида - это компромисс между двумя главными инстинктами - Эросом и Танатосом, причем превалирует второй, получающий выражение в актах агрессии, которая может быть направлена как на других, так и на самого субъекта. Этот взгляд Фрейда был использован сторонниками версии о неизбежности войн, о том, что их причины кроются в самой биологической природе человека.
Добавить комментарий Комментарии: 0


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

прикольные картинки и фотоприколы · обсуждение игр на игровом форуме · компьютерные игры · скачать flash игры бесплатно · скачать миниигры от невософт
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.